Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Кемеровском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Показатель | Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами |
---|---|
Нормативное обеспечение |
|
Локальные нормативные акты |
Утвержден Порядок организации образовательной деятельности в Кемеровском институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (протокол № 4 Совета филиала от 12.11.2014), в котором отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ; требования к доступности зданий института и безопасного в них нахождения; особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ |
Закрепление функций по организации
образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими
структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные
инструкции |
Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими структурными подразделениями (учебно-методический отдел, центр вычислительной техники и средств обучения, отдел по работе со студентами и пр.) с внесением изменений в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. Назначено должностное
лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья: первый заместитель директора Казанцева Елена
Геннадьевна, тел. 75-43-66, 75-43-98; e-mail: kemerovo@rea.ru. |
Ведение специализированного учета обучающихся с
ОВЗ и инвалидов |
Осуществляется ведение специализированного учета
обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства. |
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения |
|
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения
внутри здания для различных нарушений функций организма человека |
Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится по адресам 650992, Россия, Кемеровская обл., г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, д.39, корпуса № 1, 2, 3; 650992, Россия, Кемеровская область, пр-кт Кузнецкий, д.39, корпус № 5, в которых имеются: • вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом и звонком к дежурному сотруднику службы охраны; • на первом этаже корпусов 1, 3, 5 без перепада высот от уровня входа, находятся специализированные аудитории для практических занятий, компьютерные классы и лекционные аудитории, специализированные кабинеты. Занятия для лиц с ОВЗ и инвалидов планируются в доступных помещениях; • имеется санитарно-гигиеническая комната; • корпуса и общежития университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией; • имеется специализированная стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями
и инвалидов. |
Оборудование
специальных мест в аудиториях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
В лекционных аудиториях, кабинетах для
практических занятий, лабораториях,
библиотеке и иных помещениях предусмотрены места для обучающихся по каждому виду
нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. |
Кадровое обеспечение |
|
Введение в штат сотрудников для работы с
обучающимися с ОВЗ и инвалидами |
Введены в штат должности тьютора, педагога-психолога, социального работника, за сотрудниками Центра информационно-вычислительных технологий и средств обучения закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Имеется специалист с квалификацией сурдопереводчика. |
Дополнительная подготовка педагогических работников |
На регулярной основе осуществляется дополнительная
подготовка педагогических работников с целью получения знаний о
психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике
приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств
обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация
программ дополнительного образования. Для педагогических работников
подготовлены Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и
обучающимися с ОВЗ. |
Разработка дополнительных программ подготовки
инвалидов и лиц с ОВЗ |
Разработаны дополнительные профессиональные программы в т.ч. для
инвалидов и лиц с ОВЗ: «Специалист в области компьютерной графики и
компьютерного дизайна»,
«Программирование в среде 1С». |
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
|
Организация профориентационной работы с
абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ |
В вузе созданы условия для довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов абитуриентов с ОВЗ. Основными формами
профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни
открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и
обучения, участие в вузовских олимпиадах школьников, рекламно-информационные
материалы для инвалидов. |
Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов. |
При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, и абитуриенты с ОВЗ не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний. Особенности проведения
вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов представлены по адресу. |
Информационная открытость |
|
Обеспечение информационной открытости
профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей |
Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами . Имеется раздел сайта для слабовидящих. Особенности проведения
вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
представлены по адресу. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
|
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса |
Имеются: мультимедийные средства, оргтехника, проекторы
с экранами, интерактивные доски; технические средства для организации онлайн трансляции; персональные компьютеры с
подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения
лиц с ОВЗ и инвалидов. |
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. |
|
Включение в вариативную часть образовательных
программ адаптационных дисциплин |
В вариативную часть по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) включена дисциплина «Организация и технология коммерческой деятельности»; по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения вариативную часть формируют дисциплины: «Социальная психология», «Основы социологии и политологии». Это дисциплины и социально-гуманитарного назначения, и имеющие профессиональную направленность. При их изучении не требуется особых физических усилий и специальных приспособлений. В вариативную часть
образовательных программ высшего образования включены такие дисциплины, как
Психологический тренинг, Профессиональная этика, Психология, Психология
делового общения и профессиональная этика, Человек и его потребности,
Социальная психология, Введение в профессию: основы профессиональной
деятельности и организация научно-исследовательской работы, Основы научных
исследований, Научно-исследовательская работа, Деловые и научные коммуникации и
др. |
Выбор методов обучения, исходя из их доступности
для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ |
В образовательном процессе используются
социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной
реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных
отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в
студенческой группе. Разработаны методические рекомендации преподавателям по
работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ. |
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к
ограничениям их здоровья |
Имеются электронные учебники и
учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, банк рабочих
программ дисциплин. Имеется виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС вуза и
сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library),
информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ». Для обеспечения
образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания,
учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и
учебно-методических изданий с удаленным доступом. |
Обеспечение мест прохождения практики для
обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности |
Заключены договоры на прохождение всех видов
практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и
специальностей. |
Проведение текущего контроля успеваемости,
промежуточной и государственной итоговой аттестации
обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ
и инвалидов |
Для осуществления процедур текущего контроля
успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Форма проведения текущей
и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно,
письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При
необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа
при прохождении аттестации. |
Разработка при необходимости индивидуальных
учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода. При составлении
индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в
академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий. |
Подготовка к трудоустройству и содействие
трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их
закреплению на рабочих местах |
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются отделом маркетинга и содействия трудоустройству выпускников (тел. 75-54-70; omistv@mail.ru; omistv@yandex.ru) во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: разработка и мониторинг единой базы данных по студентам с ОВЗ и инвалидов; ярмарка выпускников (с перечнем вакансий для студентов с ОВЗ и инвалидов) совместно с ГКУ ЦЗН г. Кемерово; контактные мероприятия с предприятиями-работодателями (презентации, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, стипендиальные программы); проведение компьютерного психологического тестирования «Профкарьера»; проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме и других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся; организация практики студентов с ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями); заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов с ОВЗ и инвалидов; организация и проведение краткосрочных курсов «Адаптация на рынке труда», «Управление временем» и др.; издание в сборнике резюме «Профессиональный потенциал Кузбасса» портфолио студентов; проведение круглых столов, информационных вебинаров и электронных конференций для студентов с ОВЗ и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов. В рамках адаптационных
дисциплин предусмотрена подготовка
выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к
следующему этапу социализации, связанному непосредственно с
полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы
компетенций. |
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий |
|
Обеспечение сочетания on-line и off-line
технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном
процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных
технологий |
В учебном процессе обеспечено сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий. Функционирует портал дистанционного обучения http://e-learning.kirsute.ru/. Имеется виртуальный читальный зал (/metod), доступ к ЭБС вуза и сторонних организаций (ZNANIUM.COM, Grebennikov.ru, ЭБС ЮРАЙТ, Е-library), информационно-справочные системы «КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС», «ГАРАНТ». |
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению |
|
Осуществление комплексного сопровождения
образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями
федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической
комиссии |
Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Осуществляется методистами деканатов, кураторами. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется психологом. Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется фельдшером, специалистами студенческой поликлиники № 10 г. Кемерово. Социальное сопровождение
представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному
процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая
содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных
выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Осуществляется социальным работником, специалистами отдела по работе со студентами. |
Установление профессиональной образовательной
организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая
культура" |
Освоение дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ и инвалидами осуществляется в соответствии с Положением об особом порядке освоения дисциплины "физическая культура". В вузе утвержден «Порядок проведения и объем подготовки по физической культуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 12.11.2014 г. |
Оснащение профессиональных образовательных
организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ
с различными нарушениями функций организма человека |
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Для полноценного занятия
с лицами с ОВЗ и инвалидами физической культурой модернизируется физкультурно-спортивная база
вуза: оборудование площадок (в помещениях и на открытом воздухе)
специализированными тренажерами, установка тренажеров общеукрепляющей
направленности и фитнес-тренажеров в существующих спортивных залах. Всё
спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности,
прочности, удобства. |
Создание в толерантной социокультурной среды,
волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам |
В вузе функционирует волонтерский отряд «Современник», у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. |
Наличие медпункта |
Имеется здравпункт: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39. Тел.: 77-39-97 |