Школьный экономический университет», реализует проект, в числе прочих, который позволит обучающимся (7-11 классы) определить сферу профессиональных предпочтений, а также провести диагностику знаний и умений по общеобразовательным предметам. Это компьютерные тестовые комплексы «Профориентатор» и «К-ЕГЭ: Подготовка» (ЕГЭ, ГИА), разработанные в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Комплекс «Профориентатор» позволяет произвести анализ интересов, личностных качеств и способностей. По окончании тестирования вы получаете распечатку результатов. По результатам тестирования проводится консультация, по итогам которой Вы узнаете:
Комплекс «Профориентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. «Профориентатор» позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.
Во-первых, профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если старшекласснику нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику – интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Во-вторых, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, какие СПОСОБНОСТИ соответствуют профессионально важным в данной профессии качествам.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, общительным людям больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым – не подходят рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Таким образом, в данном случае понятие «профессиональная склонность» следует трактовать как интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и развитием соответствующих способностей, то есть, как совпадение интересов, способностей и характера человека на определенной профессии (группе профессий). Поэтому тестовый материал сфокусирован на интересах и способностях, важных для приобретения образования в соответствующей профессиональной области.
Как известно, нередко в ходе профориентационного анализа выясняется, что у юноши или девушки наблюдаются противоречия между сферой интересов, сферой личностных качеств и сферой способностей, то есть, фактически, нет явно выраженных склонностей. Очень часто вызывает интерес сфера искусства и другие виды творческой деятельности, но при этом недостаточно выражены определенные способности.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои индивидуальные психические свойства.. Комплекс тестирования«Профориентатор» позволяет получить дифференцированное представление об уровне интереса к профессиональной деятельности, о выраженности личностныхкачеств и об уровнях развития умственной деятельности.
Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим и средним специальным образованием.
Структура теста
Комплекс тестирования «Профориентатор», используемый в настоящий момент, включает 3 блока:
Тест включает в себя различные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит в среднем от 40 до 60 минут.
Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого.