Задать вопрос

российский экономический университет имени г.в. плеханова

кемеровский институт (филиал)

Региональный центр тестирования


Кемеровский институт РЭУ им. Г. В. Плеханова является региональным представителем Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ М.В. Ломоносова


Школьный экономический университет», реализует проект,  в числе прочих,  который позволит обучающимся  (7-11 классы) определить сферу профессиональных предпочтений, а также провести диагностику знаний и умений по общеобразовательным предметам. Это компьютерные тестовые комплексы «Профориентатор»  и «К-ЕГЭ: Подготовка» (ЕГЭ, ГИА), разработанные в  МГУ им. М.В. Ломоносова.

Комплекс «Профориентатор» позволяет произвести анализ интересов, личностных качеств и способностей. По окончании тестирования вы получаете распечатку результатов. По результатам тестирования проводится консультация, по итогам которой Вы узнаете:

  • какие профессии и почему подходят Вам;
  • как подготовиться к поступлению в вуз;
  • какие способности для успешной самореализации  необходимо развивать.

Комплекс «Профориентатор»  ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы.

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. «Профориентатор» позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.

Во-первых, профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если старшекласснику нравятся животные, растения, то ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику – интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Во-вторых, любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, какие СПОСОБНОСТИ соответствуют профессионально важным в данной профессии качествам.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, общительным людям больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым – не подходят рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Таким образом, в данном случае понятие «профессиональная склонность» следует трактовать как интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и развитием соответствующих способностей, то есть, как совпадение интересов, способностей и характера человека на определенной профессии (группе профессий). Поэтому тестовый материал сфокусирован на интересах и способностях, важных для приобретения образования в соответствующей профессиональной области.

Как известно, нередко в ходе профориентационного анализа выясняется, что у юноши или девушки наблюдаются противоречия между сферой интересов, сферой личностных качеств и сферой способностей, то есть, фактически, нет явно выраженных склонностей. Очень часто вызывает интерес сфера искусства и другие виды творческой деятельности, но при этом недостаточно выражены определенные способности.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои индивидуальные психические свойства.. Комплекс тестирования«Профориентатор»  позволяет получить дифференцированное представление об уровне интереса к профессиональной деятельности, о выраженности личностныхкачеств и об уровнях развития умственной деятельности.

Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим и средним специальным образованием.

Структура теста

Комплекс тестирования «Профориентатор», используемый в настоящий момент, включает 3 блока:

  •   ●  Структура интересов. Данный блок состоит из 80 утверждений, диагностирующих сферу интересов по 8-ми факторам, условно обозначаемым как: «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск». Выбор восьми шкал осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е.А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).
  • ●  Структура интеллекта. Данный блок состоит из 72 вопросов, представляющих собой задания на определение уровня развития различных способностей (факторов умственной деятельности), условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание». Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности – аналог «уровня умственного развития».
  • ●  Структура личности. Данный блок состоит из 45 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств.

Тест включает в себя различные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит в среднем от 40 до 60 минут.

Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого.